Исторические артефакты стали доступны во всем мире благодаря 3D-сканированию и аддитивному производству. Такие инициативы, как «Сканирование мира» и проект «Открытое наследие» по искусству и культуре Google, направлены на сохранение в цифровом виде культурных памятников, которые затем можно было воспроизвести с помощью 3D-печати.

 

Тем не менее, некоторые учреждения заявили об авторских правах на 3D-файлы артефактов, принадлежащих их коллекциям. Египетский музей и папирусная коллекция Берлинского музей Neus были одним из учреждений, которые сделали это со своими 3D-печатаемыми файлами знаменитого бюста Нефертити, которому 3364 года.

 

Несмотря на наличие файла 3D для печати на Scan the World с 2014 года, многие в сообществе 3D-сканирования и наследия стремились сделать данные, хранящиеся в Музее Neus, общедоступными. Таким образом, была осуществлена ​​трёхлетняя работа в области свободы информации, которую возглавлял мультимедиа-художник Космо Венман (Cosmo Wenman), чтобы выпустить официальные 3D-печатаемые файлы от попечителя музея, Фонда прусского культурного наследия (SPK).

 

Венман объяснил в статье интернет-изданию Reason (https://reason.com/2019/11/13/a-german-museum-tried-to-hide-this-stunning-3d-scan-of-an-iconic-egyptian-artifact-today-you-can-see-it-for-the-first-time/): «Оригинальный артефакт явно находится в открытом доступе. И авторское право распространяется на оригинальные произведения; авторское право на копию не имеет смысла. Особенно если оригинал находится в свободном доступе. Я выставил скан SPK Nefertiti онлайн, в том виде как я его и получил, в соответствии с лицензией Creative Commons (https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/4.0/)».

 

Данные 3D-сканирования бюста Нефертити были запрошены в 2016 году после того, как появились предположения относительно 3D-модели из проекта «Другая Нефертити». Утверждалось, что художники Нора аль-Бадри (Nora al-Badri) и Ян Николай Нелл (Jan Nikolai Nelles) скрытно собирали данные в музее Нойс с помощью портативных устройств. Тем не менее, по данным New York Times, после того, как этот проект привлек больше внимания, эксперты по 3D-сканированию пришли к выводу, что файлы были обнаружены «какими-то другими способами» ввиду их высокого качества.

 

Как один из экспертов, скептически относящихся к происхождению 3D-сканов, Венман запросил файлы из египетского музея и коллекции папируса, ссылаясь на немецкие законы о свободе информации. Это дает всем безоговорочное право на доступ к официальной информации от федеральных агентств.

 

«Когда [SPK] получил мой запрос на регистрацию, он подтвердил наличие сканирования Нефертити и признал, что по закону организация должна предоставить мне доступ к нему» - продолжил Венман.«Но он также заявил, что прямая передача мне копий данных сканирования будет угрожать его коммерческим интересам. Египетский музей продает копии Nefertiti в своем магазине сувениров, и это подразумевает, что он должен защитить этот доход, чтобы финансировать свои текущие работы по оцифровке».

 

Со временем был подан еще один запрос на свободу информации о доходах от продажи копий любых артефактов, в том числе бюста Нефертити, полученных в результате его сканирования. После дальнейшего опроса, 3D модель Нефертити из SPK была выпущена с лицензией «CC BY-NC-SA», размещенной на основании. Это вынуждает пользователей ссылаться на источник материала и использовать его «только в информационных целях, а не для коммерческого использования».

 

«Неясно, какие элементы их цифровой копии бюста Нефертити SPK предполагают, что она имеет авторские права» - добавил Венман. «Это оказывает сдерживающее влияние на законное использование произведений, находящихся в открытом доступе, и создает парадоксы в правоприменении».

 

 

Источник: https://3dprintingindustry.com/news/community-fights-to-release-bust-of-nefertiti-3d-model-licensed-by-berlins-neus-museum-165894/